Мор в славянской традиции
Мор – повальная болезнь людей и скота, воплощением которой являются особые демоны болезней. Согласно поверьям, причина мора – Божий гнев, кара, ниспосланная людям за грехи и неправедную жизнь. Бог наказывает людей, посылая к ним демонов, воплощающих моровые болезни. Мор охватывает село или город, большая часть жителей которого стала грешниками, при этом Бог дает демону мора в руки список с именами тех, на кого следует наслать болезнь (болг.).
Болезни, вызывающие мор, представлялись в виде живых существ, имеющих ряд характерных демонических признаков: необычайную красоту или безобразие, бледность, худобу, высокий рост, распущенные волосы, зооморфные части тела, белую или черную одежду. Заразная болезнь типа чумы, оспы или холеры часто принимала облик высокой бледной, худой, изможденной, растрепанной женщины (девушки, старухи) в белой или черной одежде, в лохмотьях (о-слав.), иногда с крыльями летучей мыши (пол.). Иногда воплощение мора имело неопределенный облик: красного облака, низко летящего над землей; чего-то белого; мешка, лежащего на дороге: когда случайный прохожий развязывает мешок, из него появляется пена, а на следующий день в округе начинается холера. Распространителями мора считались также ведьмы, упыри.
Существа, вызывающие мор, часто делают это не по своему желанию, а по поручению Бога, и в остальное время живут как обыкновенные люди: согласно украинской быличке, существо, воплощающее собой чуму, несколько лет под видом обычного человека жило вместе с чумаками, перевозившими соль, но по велению Бога и против своей воли вынуждено было пойти в мир, чтобы в течение трех лет морить людей.
Время передвижения демонов мора – преимущественно ночь и сумерки, иногда зори; увидеть их можно во время пения первых петухов.
Разнообразны способы распространения мора. Демоны моровых болезней скитаются по городам и селам, распространяя вокруг себя отравленный воздух и заражая им окружающих; появляясь в селе, отравляют воду, молоко и напитки, которые были оставлены незакрытыми, рассыпают некие ядовитые семена, которые падают в колодцы, реки, огороды, достают из сельского колодца воду и выливают ее назад с нашептываниями и др. Оспа облизывает человека своим ядовитым языком и тот заболевает. Чума, достигнув села, садится на его границе около высокого дерева или источника и расспрашивает о его жителях, узнает, кто где живет, после чего входит в село (болг.).
Часто полагали, что демоны моровых болезней самостоятельно не могут перейти границу села. Согласно быличкам, духи моровых болезней, приняв человеческий облик, просят проезжего подвезти их на телеге, переправить в село через реку на лодке. Человек, ничего не подозревая, выполняет их просьбу, после чего в селе начинается мор. Иногда в благодарность за услугу демон болезни предупреждает оказавшего ему помощь человека о надвигающейся опасности и указывает способ спасения, и тот успевает спасти свою семью.
Чтобы распознать существо, в которое воплотился мор, крестьяне вечером сгоняли весь имеющийся в селе скот в один двор, запирали его и караулили до утра, а утром разбирали своих коров. Если при этом оказывалась лишняя, неизвестно кому принадлежащая корова, ее принимали за «Коровью смерть» и сжигали живьем.
Согласно приметам, мор предвещают различные отклонения в природном цикле и поведении животных: кукование кукушки, когда лес еще не оделся листвой, прилет кукушки в деревню или ее кукование на крыше дома, появление в селе зайца, совы, появление в водоемах рыбы верховодки, большое количество упавших на землю веток весной во время распускания деревьев, появление большого числа кротовых куч, символизирующих могилы, или большого количества мышей, скопление в селе воронов, исчезновение из села воробьев. Запрещалось в сочельник класть на стол нож, иначе в следующем году будет падеж скота.
По украинским легендам, святой Касьян в свой праздник (29 февраля) смотрит вокруг, и если первым делом он взглянет на людей, будет мор среди людей, если на скот – будет падеж скота.
Для остановки мора практиковалось жертвоприношение. Например, чтобы прекратить эпидемию холеры, специально после опахивания убивали корову, свинью, двух телков и собаку, сжигали черного петуха; в землю закапывали ворону и петуха, при падеже скота – живого черного петуха, двенадцать деревянных лошадок; при погребении павшей лошади или коровы в яму закапывали также живого зайца, собаку, кошку. Иногда принесение жертвы носило символический характер: в брестском Полесье во время мора людей, чтобы остановить болезнь, прежде чем похоронить покойника, в разрытую могилу сталкивали священника, который потом вылезал оттуда; в другом случае, чтобы остановить мор, жители села пытались похоронить заживо пьяницу-старуху: положили ее в специально приготовленный гроб и опустили в могилу, но потом вытащили назад (пол.). Чтобы прекратить мор, на кладбище закапывали дверную задвижку, умершего от холеры хоронили стоя.
Также для предотвращения и остановки мора прибегали к магическим действиям с семантикой очищения – окуриванию скота и людей ладаном, сухим навозом, освященными травами и пр. Семантика очищения зараженного пространства присутствует в обряде зажигания «живого» огня, который мог носить как профилактический, так и останавливающий характер. Способом прекратить или предотвратить мор был прогон скота через специально прорытый в холме или в береге реки тоннель, аналогом которому мог быть овраг или ров.
(Славянские древности. Этнолингвистический словарь под общей редакцией Н.И. Толстого)